Наталия : сады

Видео

Хотим Вам рассказать, как летом сажать растения из контейнера. В данном случае мы приобрели еще один сорт эхинацеи в наш экспериментальный сад. Сорт эхинацеи – белый сорт – Альба. Эхинацея очень долго и красиво цветет, привлекает в сад массу бабочек, является лекарственным растением. Что нужно знать при посадке таких контейнерных растений расскажет главный редактор журнала “Волшебный сад” Наталия Петренко.

Посмотрите, какой яркий и привлекательный он – физалис! И его так легко вырастить на своем садовом участке. И так замечательно наблюдать за оранжево-красными фонариками, начиная с августа месяца. И так увлекательно зимой делать поделки из физалиса и дарить их своим близким. Рассказывает о ярком физалисе главный редактор журнала “Волшебный сад” Наталия Петренко.

Сегодня хотим Вам рассказать о таком интересном растении как лаконос. В наших краях лаконос культивируется уже относительно давно, но широкого распространения в садахне получил, потому что люди о нем мало знают. Посмотрите в нашем видео на этотроскошный куст и посадите на своем участке. Рассказывает и показывает главный редактор журнала “Волшебный сад” Наталия Петренко.

Приветствуем вас в осеннем саду. Сейчас стоит замечательная погода – бабье лето, и мы хотим вам показать, как посадить луковичные культуры, в частности, тюльпаны. Рассказывает и сажает тюльпаны главный редактор журнала “Волшебный сад” Наталия Петренко.

Хотим поговорить с вами о том, как правильно посадить растение из контейнера. Совсем недавно у нас не было такой замечательной возможности сажать растения из контейнеров, продавались они с открытой корневой системой, но вот уже несколько лет нас радуют наши питомники тем, что они нам предлагают растения с закрытой корневой системой. Рассказывает и показывает способ посадки главный редактор журнала “Волшебный сад” Наталия Петренко.

Сегодня мы поговорим о том, как создать вересковый садик у себя на участке. Он не займет много места, но принесет много положительных эмоций вам и вашим близким. Какие растения следует сажать в запланированную зону верескового садика, как ухаживать за вересками и другие вопросы в нашем видео. Рассказывает и проводит экскурсию по саду главный редактор журнала “Волшебный сад” Наталия Петренко.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как избавиться от сорняков. Сорняки досаждают при выращивании наших любимых растений и на борьбу с ними всегда уходит уйму времени. Особенно сорняки нежелательны на альпийских горках и рокариях, где посажены мелкие растения. Как избавиться от сорняков при плотной посадке растений расскажет в нашем видео главный редактор журнала “Волшебны сад” Наталия Петренко.

Сегодня поговорим о томатах. О выборе сортов принято говорить где-то в конце зимы, когда люди идут в магазины и покупают семена для весеннего посева. Но сегодня мы с вами поговорим о сортах с точки зрения их устойчивости к фитофторе. В нашем видео вы увидите наглядную разницу между сортами томатов, устойчивых к фитофторе и неустойчивых, полностью потерявших листья. Экскурсию по теплице проводит главный редактор журнала “Волшебный сад”Наталия Петренко.

Сегодня мы хотим рассказать вам о флоксах . Об этих цветах можно говорить много, но сегодня – о размножении . Как и когда делить многолетние флоксы , какие черенки выбирать, какие сорта флоксов имеют хорошую способность к размножению . Об этом в нашем видео . Экскурсию по саду проводит главный редактор журнала “Волшебный сад”Наталия Петренко .

Хотим рассказать нашим читателям о таком замечательном многолетнем растении как платикодон. В народе его называют “ширококолокольчик“. Посмотрите на видео как широко распахнут его венчик. Главный редактор журнала “Волшебный сад” Наталия Петренко рассказывает об особенностях выращивания и агротехнике платикодона.

Сегодня мы хотим поговорить о вредителях садовых растений, в частности, о слизнях. На примере замечательного кустика хосты можно увидеть повреждения, нанесенные улитками без панциря. Что же можно сделать против слизней? Об этом в нашем видео. Экскурсию по саду проводит главный редактор журнала “Волшебный сад”Наталия Петренко.

Поговорим о виктории, в частности, о том, нужно ли обрезать листья садовой землянике. Как и когда это делать? На примере “ковровой” посадки виктории главный редактор журнала “Волшебный сад” Наталия Петренко расскажет и покажет как правильно обрезать листья виктории в нашем видео.

Хотим рассказать Вам о такой неприятной болезни роз, как бактериальный ожог. Об этой напасти мы уже вели речь на сайте, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если при обрезке розы вы пожалели стебель, пораженный черными пятнами, летом он может испортить всю картину. Об этом мы и расскажем и покажем что с этим делать в нашем видео. Рассказывает и проводит экскурсию по саду Наталия Петренко – главный редактор журнала “Волшебный сад”.

У роз есть удивительное свойство и явление под названием – спящие розы или спящие побеги у роз. Такие розы как будто бы замерли – в центре побега нет продолжения ростовой почки либо бутона. Об этом мы расскажем и покажем что с этим делать в нашем видео. Рассказывает и проводит экскурсию по саду Наталия Петренко – главный редактор журнала “Волшебный сад”.

Сейчас уже подошло время, когда на чесноке образовались стрелки. Они уже начали закручиваться вниз. Нужно ли эти стрелки обрезать, нужно ли закручивать листья у этого чеснока, чтобы завязывалась головка? Об этом мы расскажем и покажем как это сделать в нашем видео. Рассказывает и проводит экскурсию по саду Наталия Петренко – главный редактор журнала “Волшебный сад”.

Читайте также:
О яблоне Юнга: описание сорта, характеристики, агротехника, выращивание

Бороться с медведкой необходимо. Надо знать, как искать норки и как правильно раскладывать отравленные приманки. Об этом мы расскажем и покажем как это сделать в нашем видео. Рассказывает и проводит экскурсию по саду Наталия Петренко – главный редактор журнала “Волшебный сад”.

Вездесущий вредитель – тля добралась и до вашей яблони. Что делать? Спасать растение! Как? Об этом мы расскажем и покажем как это сделать в нашем видео. Рассказывает и проводит экскурсию по саду Наталия Петренко – главный редактор журнала “Волшебный сад”.

Двулетние колокольчики – очень красивые растения. Колокольчик средний можно заставить цвести повторно. Об этом мы расскажем и покажем как это сделать в нашем видео. Рассказывает и проводит экскурсию по саду Наталия Петренко – главный редактор журнала “Волшебный сад”.

Размножить плетистую розу можно и другим способом – посадив черенок в пластиковую бутылку. Но вопросы остаются такими же. Об этом мы расскажем и покажем как это сделать в нашем видео. Рассказывает и проводит экскурсию по саду Наталия Петренко – главный редактор журнала “Волшебный сад”.

Как размножить плетистую розу? Какой толщины и возраста брать побеги для размножения? Об этом мы расскажем и покажем как это сделать в нашем видео. Рассказывает и проводит экскурсию по саду Наталия Петренко – главный редактор журнала “Волшебный сад”.

Садовый Мир. Новости для дачников и садоводов. Интересные факты, советы, оригинальные идеи для дачи и сада.

Наталья Борисова: “Мода изменчива, а сады остаются с хозяевами на многие годы”

:

Ландшафтный архитектор, лектор, участник и член жюри российских и международных фестивалей садового искусства, выставок и конкурсов Наталья Борисова делится своими секретами, рассказывает о трендах ландшафтного дизайна в 2018 году и правильном отношении к природе.

Каждый владелец земельного участка, дачного домика или сада мечтает создать на своей территории настоящий райский уголок. Но какой он, этот идеал? В поисках ответа все рано или поздно обращаются ландшафтному дизайну и практически сразу теряются в море трендов и стилей.

Опытный специалист, магистр ландшафтной архитектуры, автор многочисленных проектов садов, руководитель Ландшафтной мастерской NB-GARDEN Наталья Борисова с радостью поможет вам в поиске гармонии.

О себе

Наталья, как давно вы занимаетесь ландшафтным дизайном? Что или кто вас вдохновляет? Есть ли у вас собственный сад?

Заниматься ландшафтным дизайном я начала в 2000 г., когда мы с мужем решили благоустраивать собственный лесной участок, и я пошла на курсы ландшафтного дизайна. И чем больше училась, тем больше понимала, что эта профессия мне безумно нравится. Но краткосрочных курсов совершенно недостаточно, даже чтобы нормально сделать свой участок.

Было принято решение получить второе образование (по первому образованию, я врач-кардиолог) и поступить в Высшую школу ландшафтной архитектуры и дизайна ВШЛАиД при Московском архитектурном институте (государственной академии) МАрхИ. Училась и работала. Потом были ежегодные курсы повышения квалификации. И магистратура в Московском государственном университете леса (МГУЛ).

Ландшафтный архитектор – это профессия, которая находится на стыке нескольких направлений и требует знаний в различных областях. С одной стороны – это проектирование, умение грамотно работать с пространством и архитектурой, понимание стилей, истории культуры и даже философии. С другой – знания о растениях, почве, агротехнике и фитопатологии. Также необходимы инженерная подготовка, понимание вертикальной планировки, устройства дренажных сетей, ливнеотводов, систем освещения, полива, водоемов, технологий строительства. Экономическая и юридическая стороны вопроса тоже важны – надо готовить сметы, отчеты, договоры, оформлять отношения с заказчиками и подрядчиками. Психологию тоже нельзя игнорировать, чтобы лучше понимать людей, с которыми приходится иметь дело.

Да и сейчас, когда я уже сама преподаю и провожу семинары, с удовольствием иду на лекции и мастер-классы, если темы интересные.

Свой участок мы, конечно, давно благоустроили. Наш сад – это кусочек лесного массива, где мы бережно сохраняем лесные растения, травы, мхи, папоротники, грибы. У нас есть небольшой водоем с карпами кои и плодовые деревья, но мы хорошо понимаем, что на нашем участке мы в гостях – в гостях у леса.

Благодаря своему участку мы приобрели бесценный опыт работы в лесных массивах, который часто используем в нашей практике.

В 2009 году мы вместе с мужем, Евгением Корнеевым, создали ландшафтную мастерскую NB-GARDEN.

Наталья Борисова и Евгений Корнеев

Наталья Борисова и Евгений Корнеев

О трендах

Сейчас, зимой, когда наши читатели не обременены какими-то серьезными работами на своих участках, у них есть возможность подумать об оформлении своих садов в новом сезоне. Расскажите, какие тренды ландшафтного дизайна будут актуальны в 2018 году? Интересно также, какие из них сохранятся с прошлых лет, а что появится нового.

Современные направления в ландшафте формируются не одним днем или даже годом. Мода в ландшафте – это не вопрос выбора цвета или формы, это вопрос использования современных материалов, технологий, новых приемов. И у потребителя должно сформироваться современное мышление, новая эстетика восприятия природы. Сегодня в тренде авторский сад, созданный с учетом особенностей места, архитектуры, наделенный индивидуальными чертами, вызывающий эмоции.

Сумасшедший ритм жизни, нарастание экологических проблем, усталость от городской суеты, экономический кризис способствуют тому, что востребованы сады в природном стиле, создающие ощущение естественной природы, простые и функциональные, не требующие ежедневного ухода.

Читайте также:
Колорадский жук: описание вредителя, 20 химических и народных средств для борьбы

Малоуходные сады – это один из основных трендов в последние годы и, думаю, он сохранится и в дальнейшем. Услуги профессиональных садовников достаточно дороги, заказчики сегодня не хотят тратить деньги впустую, да и постоянное присутствие посторонних людей, поддерживающих порядок в саду, может утомлять.

Конечно, совсем без ухода не обойтись, но грамотный ландшафтный проект позволяет сделать уход более технологичным и минимизировать расходы на обслуживание сада.

На смену сложным в уходе миксбордерам и альпийским горкам пришли посадки массивами из кустарников, злаков и структурных многолетников.

В моде многофункциональность – сочетание эстетики и пользы. В каждом саду хозяева хотят видеть плодовые деревья, кустарники и огороды. Конечно, приятно сорвать ягоду с куста или яблоко с дерева и быть уверенным, что они не обработаны ядохимикатами. Использование минеральных удобрений уже не приветствуется – более экологично применять компост, который можно готовить прямо на участке из скошенной травы и других растительных остатков.

На пике популярности все экологичное – плоды, овощи и используемые в ландшафте материалы.

Западные специалисты выделяют на будущий год следующие тенденции: компактность сада, столовая на открытом воздухе, сохранение естественной среды в масштабах отдельно взятого сада; эксперименты с посадками (выращивание необычных экзотических растений), отказ от традиционных ограждений участков, замена их подходящими растениями; создание всесезонных садов (таких, которые будут красивы в любое время года). Что вы можете о них сказать? Будут ли какие-то из этих тенденций актуальны для нашей территории?

Безусловно, есть общие тренды в ландшафтном дизайне, так же, как в архитектуре, искусстве, моде. Но и особенности национального характера тоже присутствуют.

Если говорить о компактности сада, то я не стала бы называть это трендом, всегда были большие и малые сады. В Европе компактные сады традиционны. Достаточно пройти по улицам маленьких городов, к примеру, в Голландии, и вы увидите чудесные крошечные садики, которым уже не один десяток лет.

Столовая на открытом воздухе – не новое для нас явление, а в нашем дождливом климате беседка или летняя кухня давно стали чуть ли не обязательным элементом сада. Сразу вспоминаются картины Бориса Кустодиева с чаепитием в саду. Так что традиции трапезничать под открытым небом у нас с давних времен.

Эксперименты с посадками – это практически наша национальная забава, особенно учитывая, что многие садовые центры завозят экзотические для нас растения. Однако, на мой взгляд, сейчас, напротив, актуальна тенденция использования местных неприхотливых растений, не требующих сложного ухода, укрытия в зимний период. Прошла мода на цветные формы декоративных растений, крупные соцветия кричащих окрасок. В фаворе злаки, видовые формы растений, подобранные с учетом их экологических требований, устойчивые к болезням и вредителям.

Наталия : сады

Друзья, этот поэтичный, полный очарования сад, сотворила Наталья Мельникова – человек, которого Бог одарил самыми разнообразными талантами. Врожденное чувство гармонии позволяет Наташе проявлять себя не только, как талантливый дизайнер-садовник, но и писать чудесные стихи, интереснейшую прозу, создавать необыкновенные букеты-композиции. Уверена, что вы влюбитесь в этот русский сад так же, как и все те, кто хоть раз в нем побывал.

Сад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой Натальи

Сад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой НатальиСад Мельниковой Натальи

О зиме, детях и русском саде.

Мой сад довольно молод, и я сомневалась, не рано ли писать о нем. Но когда в этом году после четырехлетнего ожидания и суровой зимы зацвел древовидный пион “Белый лотос” я решила: пора. Пора начинать летопись Сада.

Участок в 11 соток, сырой, почти болото, заросший ивовым кустарником и молодыми березками достался мне в 1997 году. С двух сторон, сразу за калиткой – лес. С грибами, ягодами. Строительство дома меня волновало гораздо меньше, чем сам участок. Природу я любила всегда, но знаний, ни о ландшафтном дизайне, ни об особенностях растений, не говорю уж об агротехнике, почти не было. Уровень моей подкованности тогда можно было определить по сирени: “простая – махровая, белая – лиловая”. А душа уже требовала. Не конкретно, но сильно.

Был вырублен весь кустарник, относительно выровнен “пол”, прорыты дренажные канавы по периметру и, главное, оставлены тоненькие березки (не толще 3 см). Думаю, мой сад и зародился в тот момент, когда мы пожалели березы.

Потом начались поиски. Куплены первые кусты сирени по выше упомянутому принципу, первые безымянные розы, из них осталась одна несгибаемая ветеранка, самая живучая, (естественно, ярко алая), пережившая не укрытой несколько зим, единственный житель в моем настоящем саду не имеющий имени. Все надеюсь ее опознать.

Кстати о зиме. Дом у нас приспособлен для жилья круглый год. И зимой мы проводим там достаточно много времени. У нас много детей. То есть к 2000 году у меня был один сын плюс некое количество племянников и племянниц. И для них наш дом и сад на несколько лет стал самым притягательным местом. Потому что в лесу завелись эльфы. В новый год (наступал 2000) эти эльфы прислали моим детям письмо, с которого началась целая интереснейшая история, с “проявляющейся картой”, поисками клада и притаскиванием оного из леса (сундук был большой). Со временем число детей изредка увеличивалось: у меня появился еще один сын и две племянницы, и теперь подросшая мелочь тоже ждет сюрпризов из леса. Зимой вся территория прорыта разными ходами и туннелями, идет строительство снежных баб, пещер, и домиков (отдельные личности даже пытались строить иглу), поэтому обилие снега нам просто необходимо. Все это я веду к тому, что растения в моем саду просто обязаны быть супер выносливыми, так как никогда не знаешь, по которому из них этой зимой пройдет магистраль. Что самое удивительное – ни одно растение за эти шесть лет еще не пострадало от наших зимних забав. (Конечно же, то, что можно сломать я огораживаю, не такой уж я растительный садист.) Так, именно зимой мой сад стал превращаться из некоего рукотворно – природного объекта в живой организм, обрастая историей, приобретая душу. Он превратился в Сад (с большой буквы).

Читайте также:
Польза и вред мелиссы при беременности и грудном вскармливании

У моего Сада есть особенность: всегда получается так, что в голове я строю одни планы, а на деле выходит все (или почти все) иначе, как – будто Сад сам решает, что и как в себе изменять. Вот, например, есть у меня “Восточная горка”. Образ ее долго витал в голове неопределенным туманным образом, а потом вдруг за пол дня горка сложилась сама собой. Из трех надоевших куч: песка, торфа и камней, натасканных с ближайшей речки. Как будто тут и была всегда. Как будто не я ее сделала, а просто пришло время для горки. Сад захотел. Туда переехали верески, можжевельники и рододендроны, долго томившиеся в горшках. А верески по осени зацвели второй раз.

А вот сирень “Гортензия”, которая вовсе и не она, так же как и “Капитан Гастелло” оказался неожиданно “Весталкой” – приобретения, купленные “задорого” у известных “сиреневодов”. В Саду есть самозванцы, что тоже интересно.

Зато сирень из сада А. Потапова, обозначенная просто: “роз/малин” оказалась изумительной красоты. Такой загадочно – дымчатый “сиреневофиолет” (все знают, что сирень описать невозможно). Я назвала ее “Виринея”, в честь моей мамы. Вот еще одна интересная история:

Несколько лет назад наш пес, немецкая овчарка по прозвищу Рэм, как-то, заигравшись, перекусил пополам молодой саженец сирени, только – только начавший расти. От расстройства я почти неосознанно воткнула откушенную половину в землю в палисаднике. Даже не в землю – просто в траву. И забыла о нем. Рэма нет в живых уже два года, и вот, этим летом расцвела откушенная половина. Она не только прижилась, пустила корни – она в два раза больше и крепче, той, что осталась в земле. И зацвела первой. Как объяснить? – собачьи слюни?, луна в нужной фазе? Может просто прихоть Сада? Теперь эта сирень имеет название: “Рэм”. Простая и веселая как наш пес.

Так что есть в моем саду два исторических (в масштабах нашей семьи) уникальных сорта сирени.

Или вот Гинко билоба. Прошлым летом я посадила молоденькое деревце, высотой 1,5 м. По всей мною изученной литературе, прошедшую зиму он не должен был пережить. Укрытие: тонкий слой лутрасила. Снегом был укрыт до половины своей высоты. Плюс ветра у нас сильные. Так ведь пережил! Ни одной почки не замерзло. Чрезвычайно оптимистичное и радостное дерево. Смотришь на него и настроение поднимается. Кстати, детям нравиться. Тоже неспроста. Особенно девочкам.

Детям в моем саду разрешается все. Ну как запретить двум малышам устроить фейерверк из лепестков роз? Они обрывают лепестки, складывают в кучку, а потом, когда их наберется достаточно много, подбрасывают вверх. И смеются. Все что я могу сделать – это помочь им отыскивать отцветающие цветки и не мешать радоваться жизни. А розы расцветут снова.

Была у меня мечта – Белый сад. Пришло время, и я попыталась воплотить ее – сделала, не сад, конечно, а так, Белый уголок. Такой мощеный квадрат, по периметру обсаженный белыми розами и их компаньонами; к нему ведет дорожка с аркой, которая должна была быть по замыслу увита розой мультифлора (на самом деле она ничего не увивает, а растет в разные стороны длинными плетями, которые мы привязываем к арке). А с противоположной стороны – скамейка, над которой тоже арка, но эта увита клематисами и маленьким пока виноградом амурским. Образ этого белого уголка в голове был один, а на деле вышел совсем другой – дикий, непричесанный, хоть и белый. И все же очень всеми любимый. Там любит посидеть мой папа, перекурить, размышляя на тему: “вишь оно как”, мы с мужем иногда пьем там пиво с воблой, или грызем семечки, для чего приспособлен столик, изначально сделанный для “кадочных культур”; Славка (старший сын), бывало, читал там книжку, забравшись с ногами; младшие дети там тоже находят что–то свое, тем более, что их там не видно со стороны. В общем, он оказался не таким романтично – уединенным, по – европейски утонченным, как я его представляла, а буйным, полудиким и очень востребованным, то есть всегда занятым. И мне там редко удается помедитировать.

Почти все растения в нашем саду имеют какую – нибудь историю. Например, розы, которые были заказаны по “интернету” из питомника “Кантс” (“Cants of Rochester”) в Англии. История получения разрешение в Министерстве сельского хозяйства и последующая их проверка нашей санитарной службой заслуживают отдельного рассказа, коим я развлекаю друзей иногда уютными вечерами. Кстати сказать, работают там замечательные люди. Истории эти со временем обрастают подробностями, и превратятся, надеюсь, для моих потомков в бабкины россказни и легенды.

Читайте также:
Красная и черная рябина на зиму — 24 домашних вкусных рецепта

В общем, мой Сад очень и очень далек от образцово – показательного участка, какие обычно видишь на картинках. Тут “вы не найдете совершенства линий, особенного света….” так далее, (Шекспир, сонет № 130). Он ни в коей мере не претендует на “Райский”. Его и садом – то не назовешь, скорей гремучая смесь цветников, огорода, древесных групп (пока еще молодых), и экспериментальных грядок. Пока еще ярко выражено классическое желание вместить на 10 сотках хороший ботанический сад. Помидоры и тыквы кочуют из года в год, по разным углам, выбирая “теплые местечки”. Пионы, пересаженные по три раза, цветут, как не бывало, вопреки всем правилам, (хотя вру, цветут, но не сильно). Сложилась хорошая коллекция роз (более 80 сортов) тоже еще перемещающаяся во времени и пространстве. И, хотя с каждым годом появляется все больше “оседлых” мест, бардака все еще много, а значит и перспектив. То есть Сад в начале пути.

Хочу отметить, что очень много дают садоводу разные курсы и лекции. Я, например, очень благодарна людям, которые поделились со мной опытом и мудростью: Марианне Сергеевне Успенской, Екатерине Вадимовне Черняевой, Нине Владимировне Ефимовой. Без них мой Сад был бы другим.

Тем не менее, одна черта у него ярко выражена – он точно русский. Он живой.

Японские сады. Наталия Николаева

Книга «Японские сады» посвящена одному из своеобразных творений человеческого художественного гения. Автор дает глубокий анализ японских садов как особого вида изобразительного искусства, рассматривает зарождение и становление японского сада со времени средневековья до наших дней. Книга представляет большой интерес как первая серьезная искусствоведческая работа, посвященная этому виду искусства.

Японские сады хочется уподобить стихам — так точны они в своем метафорическом языке, так разнообразны по эмоциональному строю, так философски глубоки по смыслу. Поэт из обычных слов повседневной речи строит образ, емкий и лаконичный, художник японского сада из предметов самой природы творит новый мир со своим особым значением.

Гэй-ами. Созерцание водопада. 1480. Бум., тушь
Гэй-ами. Созерцание водопада. 1480. Бум., тушь

Японский сад и сад европейский не просто непохожи или различны, но в значительной мере противоположны по заключенной в них мысли. Европейский парк — это природа, преобразованная человеком, олицетворение его разума, воли и торжества над неорганизованным, хаотичным миром. Это всегда декоративно «улучшенная» природа, существующая как архитектурное эхо в окружающей человека естественной среде. При всем разнообразии европейских садов и парков все они вместе как целое противостоят японскому саду. Не снимает контраста и то, что европейские парки конца 17 — начала 18 века испытывали большое влияние китайских садов, послуживших несколькими веками ранее прототипом садов японских.

Как явление художественное японский сад формируется уже в 10—12 веках и достигает расцвета в 14—16 веках, когда возникают основные нормы этого искусства, продолжавшие уточняться и разрабатываться в следующие столетия. До сегодняшнего дня искусство японских садов сохранилось не только в виде почитаемых шедевров далекого средневековья, но и как живое творчество, вырастающее из внутренней потребности современного человека. Недаром именно японский сад был разбит у здания ЮНЕСКО в Париже, согласуясь с пластикой и ритмом современной архитектуры. В Японии архитекторы постоянно используют основные принципы национального сада для организации пространства в больших комплексах и у отдельных зданий. Характерные детали традиционных японских садов можно встретить сегодня на всех континентах.

В двадцатом веке понятие «японский сад» стало обладать суммой устойчивых признаков, отличающих его от садов другого типа. Эти основные признаки — употребление камней и гальки, мхов и невысоких растений, небольшой размер сада, асимметрия его композиции — формализовались и составили уже новое европейское понятие «микроландшафт», имеющее часто лишь внешнее сходство с подлинным своим прототипом. В европейской культуре понятие «ландшафт» появилось в новое время (его не знали ни античность, ни средневековье), и выражало оно взгляд на природу горожанина, отделенного в своей повседневной жизни от естественного природного окружения. А современный термин «микроландшафт» приобрел оттенок чего-то забавного, экзотического. На самом деле японский сад по своему смыслу в корне отличается от подобного представления. Даже совсем маленькие пейзажные композиции на подносах и тарелках связаны с серьезными размышлениями над миром природы — это особый жанр искусства, имеющий свои законы.

Зародившееся в древности и достигшее расцвета в период средневековья искусство японских садов имеет много черт, связанных именно с той эпохой развития человеческой культуры. Для нее характерны большая целостность миросозерцания, слитность, нерасчлененность многих представлений и понятий. Средневековое искусство тесно связано с религиозными и нравственными идеями, ему присущи сложная символика, желание увидеть не частное и конкретное в его собственной ценности, но осознать это конкретное как знак чего-то более значительного, имеющего всеобщий, универсальный смысл.

В японском саду деревья, кустарники, камни в созданной художником композиции важны не только сами по себе, но и как олицетворение философских представлений своего времени. В малом и единичном человек видел отражение великого и всеобщего, самой Природы как всеобъемлющего макрокосма. Поэтому средневековый сад, как и картина пейзажиста, прежде всего выражал отношение к миру и представление о нем.

Японский художник был уверен, что в природе уже есть все — и красота, и разумность, и одухотворенность. Нужно увидеть это, открыть и понять, не изменить или переделать, а только выявить то, что в ней заложено. Тогда даже самый отвлеченный сухой сад будет восприниматься не как придуманная и навязанная природе схема, но как формула, точная и выражающая самую суть ее закономерностей. Через художественную образность природа сама должна говорить с памп, а человек — лишь помогать ей в этом.

Читайте также:
Необычные сорта роз

По своей сущности искусство садов не может не быть связанным с восприятием природы человеком, с отношением к природе — философским и эстетическим. Эволюция этого отношения и составляет подоснову развития всего жанра, изменения смыслового содержания и формы садов.

Не просто любовь к природе, но совершенно особенное к ней отношение, ставшее частью национального характера, постоянное переживание ее красоты нашли самоё полное отражение в японском искусстве в целом, и в искусстве садов в частности.

На протяжении многих столетий в Японии продолжала существовать одна главная идея: представление о человеке как о части мира природы, находящегося не над ним, не вне его, но как бы внутри.

Законы природы при этом были для человека обязательны и священны, как его собственные нравственные законы. Поэтому и смысл отношения человека к природе никогда не мог состоять в покорении ее, но только лишь в уяснении, в стремлении к гармонии с ней.

Сама суть японской культуры, ее смысл и содержание раскрываются через отношение человека к природе. Оно все объединяло и в каждую эпоху формировало канон прекрасного. От изменения взгляда на природу (не в главном, а в каких-то аспектах) зависели эстетические представления времени и развитие искусства.

Отношение к объекту природы как к равноправному «собеседнику» наложило отпечаток на всю психологию нации, на стиль художественного мышления, на поэтику и лексику японского искусства. Оно определило и закрепило устойчивый круг ассоциаций и символов в искусстве, его сложную и развитую знаковую систему, его «шифр», понятный каждому, не требующий специальных разъяснений. Особый язык японского искусства, столь отличный от языка искусства европейских народов, в значительной степени сформировался на основе специфического отношения к природе.

Многообразие садов и вместе с тем их единые корни и единые принципы лучше всего можно почувствовать в Киото — древней столице Японии. Огромное их большинство помещается в монастырских комплексах, так как искусство садов в значительной мере связано с идеалами буддизма.

Камень и несколько веток бамбука — это уже композиция, уже «сад». На площадке в несколько квадратных метров, засыпанной белой морской галькой, расставлены группы камней различной формы — это сухой сад, или сухой пейзаж. Здесь камни воспринимаются как скульптура, и только их пластическая выразительность, пропорции, соотношение объемов, размещение в пространстве формируют эстетические качества сада. Вместо гальки может быть песок, а скульптурный объем может создаваться также и кустарниками, особо подобранными по форме и цвету листвы. Наряду с песчаным садом существовал как особый вид сад мхов, где акцентировалась фактура поверхности и различие оттенков зелени. Сочетание плоскостей, покрытых галькой и покрытых мхами, создавало для глаза возможность переживания фактур. Встречался сад и с другим «главным героем» — сад воды. Наконец, были распространены пейзажные сады, содержащие водоем с островками и мостиками, группы деревьев разнообразной формы, каменные пагоды и фонари.

Сакаи Хоицу. Летний дождь. 18 в. Бум., краски, серебро
Сакаи Хоицу. Летний дождь. 18 в. Бум., краски, серебро
Хасэгава Тохаку. Сосны. Парные ширмы. 16 в. Бум., тушь
Хасэгава Тохаку. Сосны. Парные ширмы. 16 в. Бум., тушь
Хасэгава Тохаку. Сосны. Парные ширмы. 16 в. Бум., тушь

Японские сады различались и по своим функциям. Небольшие сады, имевшие иногда площадь всего лишь в несколько квадратных метров, предназначались только для рассматривания. А более значительные по размерам (условно говоря, парки) могли служить и для прогулок. Малые сады чаще всего были расположены при храмах или связаны с традиционным жилым домом, составляя особое его «сопровождение», продолжение его интерьера. Большие ландшафтные сады менее зависимы от архитектуры и рассчитаны не на одностороннее восприятие с террасы дома, а на круговое, когда человек как бы погружался в пространство сада, ощущал его вокруг себя, жил и двигался в нем. В зависимости от этого менялись законы его построения.

Деревья, камни, мхи — что может быть более обыденного, каждодневного? Но в композиции японского сада эти привычные объекты видятся нами по-особенному. Они выделены на специальном пространстве, а их обыденная простота подчеркнута, обыграна, преподнесена как важное и значительное свойство. Само приравнивание природного материала художественному заставляет ощущать его по-новому, видеть его эстетические качества. Оно превращает сад из явления ботанического в произведение искусства.

Непривычная европейскому глазу художественная форма японского сада оказывается очень органичной и естественной в условиях этой страны, расположенной на множестве больших и малых островов, омываемых морем. Перед взором человека, поднявшегося на прибрежную гору, откроется вид, очень близкий саду камней: среди ряби волн — острова, то голые и скалистые, то зеленые, поросшие деревьями. Даже не будучи воспроизведением непосредственного впечатления, образ острова в океане, столь частый в искусстве японских садов, родился из реальных природных условий страны. Недаром он постоянно встречается и в живописи и в декоре произведений прикладного искусства.

В средневековый период еще не было четкого разделения жанров, и сады, нередко исполнявшиеся художниками-живописцами, как бы вбирали в себя особенности разных искусств.

Чашка для чайной церемонии. Керамика Э-Карацу. 17 в. Чаша с изображением лотоса. Керамика Нэдзуми-Сино. 17 в.
Чашка для чайной церемонии. Керамика Э-Карацу. 17 в. Чаша с изображением лотоса. Керамика Нэдзуми-Сино. 17 в.

Как мастерство преобразования, организации реального пространства сад состоит в самом близком родстве с архитектурой, пластическое осмысление объема (будь то камень или растение) в его соотношении с воздушной средой определяет сходство со скульптурой. Японские сады оказываются также включенными в семью декоративных искусств с их особым вниманием к материалу, его свойствам и возможностям: работа керамиста над формой чаши, стремление выразить в ней красоту самой глины сродни творчеству художника садов с его сосредоточенностью на фактуре камней и мхов. Определение садового искусства Японии как искусства декоративного имеет и еще одно основание. Выполняя декоративно-утилитарную функцию сопровождения архитектуры, выступая как ее важнейший компонент, сад в своей художественно-образной концепции обычно строится на метафоре, ассоциации. Высокая образная метафоричность переходит нередко в символ, и каждая деталь сада выступает в особой преувеличенности своего значения.

Читайте также:
Можно ли беременным употреблять груши, их польза и вред

Человеку, воспитанному на образцах европейского искусства, трудно понять родство японского сада с живописью. Здесь прежде всего следует напомнить об особенностях дальневосточной картины, написанной обычно на шелке или бумаге, нередко одной лишь черной тушью.

Наиболее естественно будет сопоставление сада с пейзажной живописью. Японский монохромный пейзаж не был видом определенной местности. Он, как и сад, в обобщенной форме создавал образ природы в целом, образ мира, где противоборствуют космические силы, где царствуют свобода и порядок, движение и покой. Распределяя по белому листу бумаги линии и пятна туши, то густо-черные и плотные, то нежно-серебристые и тающие, живописец в этом столкновении черного и белого передавал эмоциональное напряжение и безмятежный покой, динамику и гармонию мира.

Художник сада в своем творчестве использовал вместо листа бумаги гладь озера или засыпанную галькой площадку, вместо пятен и размывов туши — камни, мхи, листву деревьев и кустарников.

Всякий сад можно рассматривать как явление пограничное, промежуточное: это искусство, и не только искусство, так как природа дает художнику сада свои «слова», и, пользуясь ими, он выражает новое, «человеческое» содержание. При этом природа всегда остается как бы вторым автором произведения и его хозяином, ибо только она властна над зеленью деревьев и мхов, снежным покровом и гладью озер, она повелевает сменой сезонов, жизнью цветов и окраской листвы — она режиссер «драматических событий», постоянно разыгрывающихся в каждом саду, большом и малом. Ее законы, ее ритм должны быть восприняты искусством садов, иначе оно просто не могло бы существовать.

В Японии не было собственно «философии природы» в европейском значении этого термина, но осознание места человека в мире и его взаимоотношения с миром происходили, как и в европейской средневековой культуре, в форме религиозной и эстетической деятельности. Религиозное и эстетическое начала тесно соприкасались, нередко сливались.

Сад, как всякое символическое искусство, открывал возможность для человека постичь бесконечное и выразить свое постижение в осязаемой, зрительной форме. Это искусство по своей сути не могло быть непосредственным отражением натуры. Оно не изображало, а выражало результаты сложной духовной деятельности человека — длительного и постепенного постижения им самых общих законов бытия. В искусстве японских садов при его видимой простоте, наглядной конкретности привычных природных форм трудно сразу увидеть и осознать какой-то скрытый смысл, многозначную содержательность. Двойственность этого искусства такова, что его символика и отвлеченность как бы противоречат зрительному образу. Природные формы изображают не сами себя и даже не себя в увеличенном масштабе (камень — гора, а пруд — океан), но выражают представление людей той эпохи о бытие мира, о движении и покое, о пространстве и времени, о бесконечном и конечном.

Далеко не сразу становится ясно, что в композиции из нескольких камней, песка, мхов заключен столь глубокий смысл, целая концепция мироздания, к которой пришли постепенно многие поколения людей. Может вызвать сомнение сама художественность подобной композиции из-за ее непринужденной естественности, как бы случайности, скрывающей творческий импульс автора. Да и само авторство в этом искусстве скорее коллективное, чем персональное, хотя многие сады по традиции связываются с именами известных художников.

Японские сады — искусство типологическое, где индивидуальное начало, художественная неповторимость не играют существенной роли. На протяжении многих веков мастера, исполнявшие сады, пользовались не только одним и тем же набором компонентов, но и оставались в рамках определенных канонов композиций. Камни, вода, песок или галька, сосны, бамбук, казалось бы, одни и те же да еще почти не тронутые рукой человека, а лишь найденные и выбранные в безбрежном океане природы, эти составные части японского сада и в 12, и в 15, и в 20 веках были все теми же, но всякий раз они жили в условиях иной пространственно-пластической системы, характерной для культуры эпохи, ее мировоззрения, идеалов, художественных вкусов. Для аристократического периода Хэйан (10—12 века) ядром такой системы был дворец, и сад в своей композиции и образном строе зависел от дворца, был связан с его построением, ориентирован на самый стиль жизни его обитателей. С распространением буддизма секты дзэн в период Камакура (12—13 века) и особенно в период Муромати (14—16 века) сад оказался включенным в новую систему — храмовый комплекс. И те же самые его элементы получили новый смысл, видоизменились, иначе стали соотноситься с архитектурой и природным окружением. Изменилась роль сада и его содержание.

Длительный период расцвета садового искусства привел к появлению множества вариантов храмового сада, существовавших нередко по соседству, в одном ансамбле. В период позднего средневековья вновь возникают светские сады как необходимая часть традиционного жилого дома, теснейшим образом связанная с интерьером, его конструктивными и эстетическими качествами. Это опять была принципиально иная система, где сад получил свою весьма важную роль.

Читайте также:
Лечение чесноком простатита в домашних условиях: вред и польза при аденоме, народные средства и рецепты, помогают ли, можно ли есть овощ и лук в сыром виде мужчинам?

Наконец, многие свойства традиционного японского сада оказались жизнеспособными в наше время, их выразительность стала более острой по соседству с бетоном и стеклом. Кусочек непринужденной живой природы рядом с сухим геометризмом современных зданий стал необходимой эмоциональной точкой опоры человеку, отрезанному от лесов и морей, растений и птиц.

Размышляя над организацией городского пространства, новой среды обитания людей, архитекторы все чаще и чаще используют принципы японского сада, опыт создания не только пластического, но эмоционально значительного ансамбля, разрушающего монотонность типовой застройки, обогащающего впечатления жителя большого города.

Так, неожиданно древнее искусство, казалось бы, такое отвлеченное и такое традиционное, обрело новую жизнь, оказалось нужным нашим современникам на всех континентах.

Полезные советы для домашнего и дачного сада и огорода — от Натальи Дорониной Tasha-Jardinier

Живой Журнал продолжает серию полезных и познавательных онлайн-встреч «Будем друзьями». Гостьей встречи 7 июля стала ландшафтный дизайнер, автор статей и книг по садоводству и огородничеству Наталья Доронина tasha_jardinier . Она создаёт гармоничные сады и учит владельцев ухаживать за садами так, чтобы они приносили радость.

Наталья дала гостям встречи полезные советы по уходу за садом и огородом дома и на даче, ответила на распространенные вопросы.

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Если у вас не было возможности посмотреть онлайн-трансляцию, рекомендуем вам видеозапись встречи.

О жизни за городом

Главные герои блога Натальи Дорониной — ее сад и собака Татуся, которая активно участвует во всех заботах хозяйки. Также в саду живет ежиная семья. Если у вас есть загородный дом с садом и огородом, очень хорошо, чтобы в доме было живое существо. Нестрашно, если оно что-то испортит в саду или пройдет по грядкам в огороде. Любовь к питомцам, радости и огорчения, — это части полноценной жизни.

Дом Натальи находится в маленьком старинном городке, рядом с ним лес и речка, но есть и вся необходимая инфраструктура. В связи с событиями 2020 года многие обратились к загородной жизни и приняли решение о покупке дома, что привело к росту цен на подобную недвижимость. Если вы приняли решение жить за городом, обязательно оцените возможные трудности с газоснабжением и электроснабжением. Лучше всего выбирать варианты в местах, где есть полноценная инфраструктура или она уже строится.

Татуся, фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Татуся, фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Создаём домашний сад и огород

Весна 2020 года прошла в России в условиях самоизоляции. Большинство горожан оказались ограничены пространством своих квартир. Многие задумались о выращивании домашнего сада или огорода. Наталья рассказала, что традиция создания домашнего сада — древняя, ранее это мог быть маленький уголок в комнате или оранжерея в усадьбе.

Те, кто во время пандемии начал создание своего домашнего сада или огорода, сделали правильный выбор. Уход за растениями — это ежедневный приятный труд, который позволяет легче пережить стрессовые ситуации. Домашний сад и огород создают уют, приятный аромат и служат источником натуральной пищи. Работа на домашнем огороде — полезный опыт для детей и взрослых. От выращивания рассады в горшочках можно прийти к посадке «семейного дерева».

Перед посадкой домашнего огорода важно подготовить квартиру: сделать генеральную уборку, выстирать шторы, вымыть подоконники. Это позволит убрать возможные следы вредителей, которые, может быть, не страшны комнатным растениям, но будут опасны для зелени или овощей.

Нельзя сразу сажать растения в купленную землю. Зимой ее лучше проморозить на балконе, насыпать в контейнеры за неделю до посадки овощей, обработать раствором «Фитоспорина» или «Трихомицина», накрыть и дать земле отдохнуть. Это позволит оздоровить землю и убрать возможных вредителей. Также Наталья рекомендует использовать средство «Рапсолан» (рапсовое масло), которое защищает растения от болезней и вредителей. Это средство можно использовать в комнатных условиях. Наталья — сторонница органического земледелия, баланса между «вредными» и «полезными» насекомыми и бактериями в саду и земле. Она старается использовать безопасные натуральные средства, но в крайнем случае может применить и химическое средство защиты растений.

Наталья отметила, что неудачи и успехи начинающих садоводов не всегда связаны с личными усилиями. В городских квартирах не всегда можно создать идеальные условия для растений. Начинающие садоводы сталкиваются с недостатком места и освещения, невозможностью обеспечить специальные условия полива, со сквозняками и т.д.

Многое зависит от качества земли и семян. Некоторые семена дают низкий урожай или погибают потому, что были собраны в год, когда был некачественный урожай. Важно знать год сбора семян. Семена тыквенных растений, томатов, перцев и других культур дают наибольший урожай через 2-3 года после сбора. Если вы хотите выращивать базилик, — его лучше высаживать из рассады, черенками или сеять семена в «кассеты» с добавлением гидрогеля для поддержания влажности. Высаживать базилик в грунт можно только после появления третьего «настоящего» листка, тогда у растения будет хорошая корневая система.

Фотографии из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фотографии из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Выращиваем дома зелень и овощи

Наталья рекомендует тем, кто впервые выращивает дома сад или огород, начать с традиционных комнатных растений или с выращивания микрозелени. В прошлом многие выращивали дома лук для зелени, помещая луковицу в банку с водой. Это можно сделать и сейчас. Также можно вырастить зелень из корнеплода петрушки — для этого не нужна земля, достаточно песка и перлита. Аромат домашней зелени невозможно сравнить с купленной в магазине.

Читайте также:
Мангал из дисков автомобиля за 2 часа

Мама Натальи выращивала кресс-салат. Многим не удается вырастить его на земле. Но мама Натальи применяла для выращивания туалетную бумагу. В хрустальный салатник она клала несколько слоев туалетной бумаги и сверху накрывала салфеткой. Высыпала семена кресс-салата и накрывала пленкой. Через несколько дней появлялась зелень, которую срезали ножницами и использовали в домашних блюдах. Для выращивания новой зелени достаточно повторить процесс с начала.

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Существует много современных контейнеров для домашнего садоводства, которые позволяют обеспечить растениям оптимальные условия. Контейнеры для выращивания лука рассчитаны на 10-12 луковиц. Можно купить лоток со специальным покрытием для выращивания зелени редиса, мангольда, рукколы. В такой лоток наливают воду, накрывают специальным поддоном, засыпают семена. Лоток укрывают колпаком или пищевой пленкой, сделав в ней несколько отверстий. Домашняя микрозелень в таких условиях растет быстро, ее выращивание не создает трудностей, зелень становится отличным дополнением к любым блюдам.

Если нет специальных контейнеров — можно использовать одноразовые пищевые. В большой контейнер наливают воду, в него ставят небольшой контейнер, в который помещают салфетку и семена. Можно до прорастания накрывать одноразовой крышкой. Этот способ подойдет тем, кто хочет выращивать микрозелень, но не готов начинать с покупки специальных контейнеров.

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Многие покупают весной горшочки с розмарином для летней клумбы на даче. Но осенью выбрасывают розмарин, поскольку он не может перезимовать в умеренном климате. Наталья советует выращивать розмарин в домашних условиях круглый год. Для этого подойдут веточки розмарина, которые продаются в супермаркетах, запакованные в пищевую пленку. Для этого понадобится горшок немного больше обычного и декоративные камни для украшения. Розмарин на кухне дает аромат, украшает помещение и его можно использовать в пищу.

Розмарин, фотография из блога https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Розмарин, фотография из блога https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Также в условиях квартиры можно высаживать зелень, купленную в супермаркете «в горшочках» (выращенную методом гидропоники). Это может быть петрушка или базилик. Используйте стебли и листья для приготовления блюд, а корни извлеките из горшочка и посадите в домашний горшок.

Наталья выращивает дома и другие овощи. Существуют сорта огурцов, которые вырастают в условиях недостатка освещенности и уже в конце апреля дают первые плоды при домашнем выращивании. Фруктовый перец — небольшой кустарник, похожий на сладкий перец, но с фруктовыми нотами во вкусе, он вырастает в домашних условиях к осени. Перец в условиях квартиры растет и плодоносит три года.

Фруктовый перец, из блога https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фруктовый перец, из блога https://tasha-jardinier.livejournal.com/

О семенах

У многих дачников в конце сезона остаются семена разных культур, которые могут не сохраниться до следующего сезона. Наталья рекомендует выбрать из семян те, которые подойдут для выращивания микрозелени (свекла, редис, капуста, горох) и использовать их на домашнем огороде. Если оставшиеся семена не подходят для выращивания микрозелени, можно смешать их в пакете, сделать «колобки» с помощью свиного жира и использовать для кормления птиц зимой.

Важно уважительно относиться к семенам или рассаде, в которые вложен чужой труд. Не стоит хранить их долгое время и потом выбрасывать. Также после окончания дачного сезона можно выкопать некоторые растения с грядки и выращивать их на домашнем огороде. Это позволяет избежать ежегодной покупки семян — семена для будущих растений дают растения, растущие дома.

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Как ухаживать за цитрусовыми

Опытные садоводы могут попробовать выращивать дома цитрусовые. Это распространенные, но «капризные» комнатные растения. Только что купленное небольшое растение лимона не стоит помещать в большой горшок. Начать следует с небольшого горшка, немного больше того, в котором вы купили растение.

Самый страшный враг цитрусовых — паутинный клещ. Он прокалывает отверстия в листьях и они осыпаются. Поэтому важно регулярно купать и орошать цитрусовые.

Наталья выращивает дома разные виды цитрусовых: мандарин, лимон Мейера и мурайю. Во время цветения они наполняют дом прекрасным ароматом. В Древнем Китае считалось, что плоды мурайи помогают детям вырасти умными и справедливыми. По вкусу они похожи на спелый боярышник. Подсушенные цветы цитрусовых хорошо использовать, как добавку в чай.

Для выращивания цитрусовых дома важно помнить простые правила:

  • Цитрусовые обильно цветут, но для получения одного плода важно, чтобы на каждую завязь было минимум 14-17 листочков. После появления завязей необходимо подсчитать количество листочков и убрать «лишние» завязи;
  • Цитрусовые важно «кормить» и защищать. Наталья покупает «палочки» для цитрусовых, которые обладают долговременным действием, — около 4 штук на одно растение. При каждом втором поливе она добавляет Вермичай или Гумистим.

Цитрусовые и другие растения любят калий, для них можно делать настой из банановой кожуры. Для использования на даче кожуру нужно высушить, а для домашнего огорода можно залить кожуру банана отфильтрованной водой в двухлитровой банке. Наталья не рекомендует использовать водопроводную воду из-за высокого содержания железа и извести. Воду нужно настаивать два дня и потом можно поливать растения.

Наталья всегда использует для домашних растений, которые растут в условиях ограниченного пространства, слабый раствор удобрений, меньше, чем она использовала бы для обычного огорода.

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Выращиваем сад

Раньше в деревнях были большие яблоневые сады с антоновскими яблоками. Сейчас яблок с таким вкусом почти нет. Это связано с несколькими факторами. Существует много сортов яблок с разным вкусом, которые носят общее название «антоновские»: «стофунтовка», «золотые» и т.д. Вкус яблок зависит от почвы, на которой росла яблоня: песчаные почвы, торфяники или суглинки.

Читайте также:
Нектарин сорта Рубиновый - отличительные особенности

«Антоновка» — старый сорт, неустойчивый к современным болезням и вредителям. Этот сорт больше не выращивают в промышленных масштабах из-за больших затрат, необходимых для получения качественного урожая. Также старые сорта яблок плохо переносят изменение климата.

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Тем, кто хочет сохранить в саду дерево, прожившее 50-60 лет, Наталья советует посадить современный саженец с сильным иммунитетом (российской или белорусской селекции) и привить на него ветку старого дерева. Плоды новой яблони будут такими же вкусными, но иммунитет современного саженца позволит дереву быть более сильным и здоровым. Многие современные питомники садовых растений получают материал в научных институтах и ботанических садах, где сохраняются маточные растения «эталонных» сортов. История многих современных сортов садовых растений началась в начале XX века. Селекция садовых деревьев занимает много десятилетий.

Главная ошибка начинающих садоводов — покупка непроверенных или не подходящих для участка семян и саженцев. Для выращивания сада необходимо начать с оценки качества земли. Необходимо записать предпочтения членов семьи: какие растения каждый хотел бы видеть в будущем саду. Важно рассчитать размер взрослых плодовых деревьев при посадке саженцев. Если у вас небольшой сад, выбирайте саженцы не на семенном, а на «клоновом» подвое. Такое плодовое дерево будет ниже и меньше обычного, плоды на нем появятся раньше на 2-3 года.

Начинающим садоводам Наталья советует использовать не однолетние, а трехлетние качественные саженцы плодовых деревьев, выращенные по современным технологиям в надежном питомнике. Такие деревья не погибнут в первые годы и будут расти в саду много лет. Эти же принципы подойдут и для хвойных растений.

Также Наталья Доронина рекомендует будущим садоводам получить достоверную информацию по выращиванию будущего сада, например, на сайтах Институтов плодоводства. На таких ресурсах можно найти точное описание сортов и плодов растений. Существует государственный реестр с описанием сортов растений и их плодов.

При выращивании роз помните, что большинство сортов роз нельзя «баловать». Их можно даже не укрывать. В сентябре их нужно окучивать, подсыпать земли и утеплить корневую систему. В ноябре, при заморозках, Наталья обрабатывает розы раствором железного купороса, — тогда они сбрасывают листья, создается защита от вредителей.

Розы важно правильно удобрять. Со второй половины июля для удобрения можно использовать только монофосфат калия (чайная ложка на десять литров воды). Важно правильно подбирать сорта роз для сада. Некоторые сорта предназначены для теплиц. В небольшом саду такие растения будут болеть и требовать сложного ухода.

Хорошо, если в вашем саду будут лекарственные растения: шиповник, бузина черная, боярышник, эфиромасличные. Лучший сад — такой, в котором сочетаются красота и польза. Здоровые и качественные растения в саду не требуют больших усилий от садовода.

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Что приготовить из урожая?

Наталья публикует немало простых и вкусных рецептов на своем сайте и в блоге, но она уверена, что лучше всего есть свежие ягоды, фрукты и овощи.

Наталья рекомендует приготовить ароматный домашний яблочный уксус из опавших яблок. Он используется не только для еды, но и как косметическое и лечебное средство, для очищения стеклянных поверхностей и удаления запаха от домашних животных.

Мяту можно сушить или замораживать. Наталья делает мятный сахар: берет листья мяты, добавляет 3-4 столовых ложки сахара и измельчает в блендере, складывает в стерильную сухую банку и хранит в холодильнике. Можно положить немного больше сахара, выложить измельченную массу в жаропрочную посуду на противень и подсушить в духовке при 100-110 градусов. Потом разбить полученную массу ложкой и сложить в банки. Такой мятный сахар можно хранить при комнатной температуре.

Из стрелок чеснока можно сделать чесночный соус. Стрелки измельчить в блендере, добавить соль, молотый красный перец, оливковое масло. Полученный соус можно хранить в холодильнике или заморозить. Такой соус можно сделать с добавлением стрелок лука, которые еще не дали цветов. Они содержат много полезных веществ.

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Идеальный сад и огород

Не стоит ориентироваться на выставочные примеры при создании своего личного сада. Ваш сад и огород может быть уютным, естественным, соответствовать вашему настроению. Хорошо, если в нем будет мало камня. Садовые дорожки можно сформировать с помощью специальных сортов травы. Лучше всего, если ваш сад станет продолжением окружающего пейзажа. Ландшафтный дизайн рассчитан на большие пространства, не стоит применять его технологии на небольшом личном участке. Ориентируйтесь на свои желания, чтобы вырастить сад мечты.

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Фотография из блога Натальи https://tasha-jardinier.livejournal.com/

Подпишитесь на блог Натальи Дорониной tasha_jardinier , чтобы получать полезную, проверенную на личном опыте информацию об уходе за домашним или дачным садом и огородом!

Цикл встреч #будемдрузьями продолжается.
Следите за анонсами!

Батайчанка Наталья Назаренко создала на своем участке топиарный сад, покоряющий своей красотой, и о ней узнала вся страна

Батайчанка Наталья Назаренко создала на своем участке топиарный сад, покоряющий своей красотой, и о ней узнала вся страна

Мы договорились встретиться с Натальей у нее дома. Когда подошли к калитке, первое, что увидели – необычно подстриженные хвойники, которые напоминают дугу. И это было только начало. Заходим во двор, и открывается чудесный сад. Особенно поразительно, что он создан хрупкой женщиной.

Атмосфера великолепная, даже дышится по-другому – воздух чистый и пахнет хвоей. Есть здесь и пруд, и рыбки.

Читайте также:
Польза и вред фрукта мушмула

Наталья по профессии бухгалтер. Она нигде не училась ландшафтному дизайну – читала книги, доставала интересующую информацию из интернета и получала бесценный собственный опыт, занимаясь своим садом.

– Топиарий – это мое хобби, увлечение, которое переросло в работу. Когда мы жили в квартире, у меня было много цветов и других растений. Я сколько себя помню, ухаживала за ними, поливала, опрыскивала, размножала. А когда с пятого этажа опустилась на землю, начала выращивать сад, – говорит Наталья Вячеславовна.

По ее словам, сначала сад задумывался как хвойный, но лиственные растения дополнили его своей формой и цветами.

– Я очень люблю естественные формы растений, а топиарным искусством занялась, потому что они начали разрастаться, сплетаться друг с другом, как в густом лесу, да и уход стал неудобен. С помощью стрижки сад приобрел новый вид. С этого года я стала делать топиарии не только в своем саду, но и в других местах, куда меня приглашают, – рассказывает хозяйка.

– Тяжело стричь деревья?интересуемся.

– Глаза страшатся, а руки делают! Все приходит с опытом, ну и, конечно, должен быть к этому талант. Зеленые скульптуры при правильном уходе и заботе способны жить долгие годы и даже столетия, становясь со временем только оригинальнее и привлекательнее, – говорит Наталья.

Активно помогает и поддерживает все её идеи супруг. Он отвечает за газон, который они сажали сами, и за то, чтобы в саду всегда исправно работали техника и полив.

Сад Натальи Назаренко поистине великолепен, ему 14 лет и сейчас он полностью заполнен любимыми растениями, каждое из них на своем месте. Чего здесь только нет: спирея японская, барбарисы, клены, катальпа, церцис, ива… Из хвойников только одного можжевельника 30 видов, также есть разнообразные ели, сосны, в том числе и горные. А не так давно появились пионы, лилейники и ирисы, из которых получаются яркие цветочные острова, радующие взгляд.

Первая корзиночка

Есть здесь и штамбовые деревья, которые всегда привлекали своей необычной формой.

Спрашиваем, что значит штамб.

– Растения, идеально переносящие обрезку и моделирование, имеющие округлую форму кроны, именуются садоводами и дизайнерами штамбовые культуры. Столь эффектная форма садовых насаждений представляет собой ровный ствол, ниспадающий водопад листьев и веток в форме шара, – рассказывает Наталья Вячеславовна.Вот, например, боярышник. Стригу его раз в месяц в течение всего сезона, по мере зарастания. Вокруг штамба растет спирея. Ей стрижку в первый раз делаю ранней весной, а вторую – после первого цветения.

Продолжаем гулять по саду Натальи и наслаждаться красотой и гармонией, которые здесь царят. Как же все точно подобрано, каждый кустик на своем месте!

А вот и шикарная корзиночка.

– Это мое первое творение. Форму придумала и создала сама. Чтобы стать такой чудесной и пушистой, ей понадобилось пять лет. Поначалу, когда только подстригаешь растение, получается нечто некрасивое, лысое, а уже через несколько лет оно набирает объем и красивый вид. Какие-то идеи нахожу в интернете, какие-то придумываю сама. Этот топиарий появился из одного куста бирючины. Фигура без каркаса, но внутрь вставлен круг на ножках из арматуры, к кругу прикреплена ручка. Внутрь ставлю горшок с яркой петунией, – рассказывает Наталья Назаренко.

– А какие вы используете инструменты для обрезки?

– Когда делаю фигурную стрижку, мне нужны секатор и аккумуляторные ножницы. Стригу деревья и кустарники без использования каких-либо каркасов, как рука идет. После стрижки я обрабатываю все растения необходимыми препаратами и обязательно поливаю под корень.

Как с обложки журнала


Чтобы творить такую красоту и не использовать для этого ничего, кроме ножниц, нужно невероятное мастерство, талант и, конечно, золотые руки, как у нашей героини.

Кстати, Наталья прошла мастер-класс у известного мастера топиарного искусства Владимира Ляпчева и даже получила сертификат «Возможности топиарной стрижки», чем очень гордится.

– Расскажите, как ваш сад прославился на всю страну?


– Через соцсети на меня вышла журналист из журнала «Сад своими руками» из Нижнего Новгорода. Я рассказала ей о своем детище, предоставила фотографии, и обо мне вышла статься.

А вот пруд и даже водопад. Вода течет по камешкам и издает приятный шум, рядом плещутся рыбки-кои. Самой старшей из них десять лет.

Поверхность земли заботливые хозяева накрывали геотекстилем плотностью 500 г/кв.м и делали отсыпку речной галькой.

– Горка с водопадом увита плющевидным виноградом Вичи. Высажен он в клумбе за горкой и за лето заплетает ее полностью. Осенью я его срезаю на высоте 50 см от земли и счищаю, чтобы не засорял пруд.

– А как вы ухаживаете за прудом?

– Осенью очищаем дно специальным пылесосом и делаем замену воды примерно на 30%. Глубина пруда 1,2 метра. Зимой он не промерзает. Мы отключаем водопад и подключаем компрессор, поэтому наши рыбки прекрасно себя чувствуют даже во время холодов. Весной при определенной температуре воды наши кои поднимаются на поверхность, и когда они начинают активнее плавать, даем подкормку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.