Конституционный суд Российской Федерации разрешил жильцам многоквартирных домов отказываться от централизованного отопления по объективным причинам
С 2000 года в северных районах края, по причине некачественного предоставления услуги по отоплению, отдельными гражданами, проживающими в многоквартирных жилых домах с централизованным теплоснабжением, было произведено переоборудование своих квартир путем установки автономных источников тепла. При этом переоборудование осуществлялось по согласованию с органами местного самоуправления и с внесением соответствующих изменений в техническую документацию.
В результате, собственники квартир были освобождены от оплаты за отопление, подаваемое через центральные сети.
В связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» был установлен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, при наличии подключения дома к централизованному теплоснабжению.
Эта норма получила развитие в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила). Пунктом 40 Правил было установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД.
В результате изменения законодательства, с 2014 года собственникам квартир, в которых установлены автономные источники тепла, поступают платежные документы о внесении платы за отопление жилого помещения, подающееся через центральную отопительную систему, которым они фактически не пользуются. Таким образом, собственникам квартир выставляются счета за несуществующую услугу. Сложившаяся ситуация свидетельствует о нарушении прав указанных граждан.
При этом численность граждан в Хабаровском крае, чьи жилые помещения переведены на автономные источники отопления и которым на сегодняшний день выставляются счета на оплату услуги по отоплению дважды, остается существенной. Так, только по Советско-Гаванскому району по состоянию на июнь 2018 года количество квартир, переведенных на автономное отопление, составляло более 1300.
При обращении граждан в суды, последние вставали на сторону ресурсоснабжающих организаций. Такой же позиции придерживался и Верховный Суд Российской Федерации.
Учитывая многочисленные обращения граждан в адрес Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, им неоднократно направлялись в Минстрой России предложения о внесении изменений в Правила, однако, они не были реализованы.
Точку в решении обозначенной проблемы поставил Конституционный Суд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П (далее – Постановление) абзац второй пункта 40 Правил признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, не допускающей возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД.
При этом Конституционный Суд определил, что те граждане, которые произвели переустройство системы внутриквартирного отопления на основании разрешительной документации органов местного самоуправления, несут расходы по оплате за отопление только общедомового имущества.
Конституционный Суд указал Правительству Российской Федерации незамедлительно внести изменения в законодательство, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников жилых помещений, которые были в установленном порядке переведены на индивидуальные поквартирные источники тепловой энергии, лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии на содержание общего имущества. До внесения изменений в законодательство исчисление платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Минстроем России.
Конституционным Судом Российской Федерации также определено, что судебные решения, основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил, как не исполненные, так и исполненные частично, не подлежат дальнейшему исполнению и могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам.
В результате, собственники жилых помещений, которые установили индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, а именно произвели его при наличии разрешения соответствующих органов, не должны нести расходы по коммунальной услуге по отоплению своих квартир, подаваемой через центральную отопительную сеть. Вместе с тем, им должна начисляться плата за отопление общедомового имущества в МКД.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации разрешил многолетний спор между гражданами и ресурсоснабжающими организациями. Но при этом следует учитывать, что для пересмотра неисполненных или частично исполненных судебных решений необходимо волеизъявление заинтересованных лиц, а наличие (отсутствие) оснований для пересмотра судебного решения подлежит установлению судом по заявлению гражданина.
Можно ли отказаться от центрального отопления?
Среди собственников квартир наметилась устойчивая тенденция к переходу на автономные источники теплоснабжения. Развитие технического прогресса позволяет устанавливать в помещениях эргономичные и компактные приборы, мощность которых ничуть не уступает традиционным радиаторам центрального отопления. Закономерно возникновение вопроса о возможности отказа от этой коммунальной услуги.
Можно ли отказаться от центрального отопления?
Законодательство в этом вопросе не даёт чёткого ответа. С одной стороны собственники вольны сами выбирать набор получаемых услуг от коммунальных и обслуживающих организаций. С другой стороны теплоцентраль является частью общедомового имущества, а значит, самовольное внесение в её конструкцию изменений недопустимо. Понадобится оформление разрешительной документации, её согласования и пр. Проще вопрос решается в частном секторе, сложнее юридически и технически выполнить этот шаг в многоквартирном доме.
Расходы по отключению и реорганизации теплосети лягут на плечи пожелавшего отключиться абонента.
Как это сделать в многоквартирном доме?
Пункт «л» статьи 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, расширяет права потребителя договорными положениями. Любой договор содержит пункт о возможности его расторжения, при этом всегда можно подыскать причину для отказа от услуг теплоснабжающей организации.
Однако согласно отраслевым распорядительным документам отключение от теплоцентрали возможно только в отношении строения в целом, а не его отдельной части. Поэтому для отказа от централизованного отопления в МКД потребуется воспользоваться одним из вариантов, представленных в таблице.
Вариант отказа
«Подводные камни»
Отказ в пользу индивидуального отопления в квартире
С юридической точки зрения сама процедура отказа от центрального отопления в пользу индивидуальной системы обогрева складывается следующим образом:
- Подготовка документов:
- техпаспорт на квартиру;
- документы о праве собственности;
- согласие всех проживающих в квартире лиц.
- Подбор автономного источника обогрева в соответствии с требованиями противопожарной безопасности и нормами эксплуатации.
- Получение технического заключения на возможность проведения подобного переоборудования.
- Разработка проекта переустройства с расчётами, подтверждающими сохранение функциональности теплоцентрали без отключаемого абонента.
- Оформление заявления.
- Получение разрешения на проведение работ.
Заявление об отказе
Заявление об отказе от услуг теплоснабжающей организации как документ не имеет унифицированной формы. Климатические условия в РФ не предполагают отказ от теплоснабжения вовсе, речь обычно идёт о замене центральных систем обогрева на локальные агрегаты. Однако эта процедура уже будет считаться переустройством и перепланировкой, поэтому форму заявления определяют нормативные акты, действующие в этой сфере.
Форма
Форма заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 №266 и представляет собой бланк, в котором указываются все сведения об объекте, его собственниках, прилагаемых документах и пр.
Как правильно написать?
При составлении заявления потребуется внести в бланк следующие сведения:
- наименование ведомственного комитета местных властей, уполномоченного решать вопросы переоборудования помещений;
- персональные и контактные данные заявителя;
- информация о точном адресе объекта перепланировки и его собственниках;
- предполагаемый срок и режим проведения ремонтных работ;
- сведения о проживающих совершеннолетних домочадцах с отметкой о наличии нотариально заверенного согласия от каждого из них;
- перечисление прилагаемых документов с реквизитами (при наличии) и количества занимаемых листов;
- дата подачи и подпись заявителя.
Скачать заявление
Поскольку форма заявления регламентирована нормативным актом федерального значения, бланк для заполнения доступен по ссылке.
После скачивания его можно распечатать и заполнить от руки либо внести необходимые сведения (кроме подписи) на компьютере, а только затем распечатать.
Как законно отказаться?
Отказ от услуг теплоснабжающей организации предполагает проведение большой по объёму предварительной работы:
- заручиться согласием соседей;
- получить положительное заключение от обслуживающей организации;
- заказать проект переоборудования;
- согласовать его в газовой (при необходимости) и пожарной службе;
- дождаться благоприятного ответа от комиссии по переустройству.
Ожидание полностью оформленного пакета документов может растянуться на несколько месяцев, не считая финансовых затрат.
Отказаться от центрального отопления ввиду длительного непроживания людей в квартире и с целью проведения перерасчёта невозможно, поскольку отопление является коммунальной услугой, которую не отключают даже при возникновении задолженности. Также придётся оплачивать теплоснабжение подъездов и подвалов как общедомовые нужды (п.86 и п.88 Правил по Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354).
Акт об отказе
До 2011 года после переоборудования системы отопления необходимо было представить акт об отказе от центрального отопления, составляемый в присутствии собственника, управляющей компании и представителя ресурсоснабжающей организации. Однако после утверждения Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов перерасчёт платы за отопление не производится.
Начисление за общедомовые нужды и обогрев квартир происходит по единому тарифу вне зависимости от того, действуют радиаторы в данном помещении или нет. Единственный выход в такой ситуации для уменьшения платежей (отказаться полностью не получится) – установка индивидуального прибора учёта тепла на теплоцентраль с последующей передачей нулевых показаний в ЕРЦ.
Таким образом, отказ от центрального отопления представляет собой длительную по времени и осложнённую бюрократическими проволочками процедуру. В многоквартирном доме этот вариант и вовсе может оказаться невозможным к исполнению, так как потребует получения согласия от всех жильцов данного дома. А отказаться от услуг теплоснабжения в целях экономии платы за коммуналку не получится вовсе.
Отключение от центрального теплоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Отключение от центрального теплоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Отключение от центрального теплоснабжения
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 17 “Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки” Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования общества о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции администрации субъекта РФ об устранении нарушений в сфере коммунальных услуг. Как указал суд, согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание. Согласно оспариваемому предписанию общество обязано произвести начисление платы за отопление всем жителям многоквартирного дома в соответствии с порядком, указанным в акте проверки. При этом часть квартир дома отключена от централизованной системы отопления и горячего водоснабжения в результате перехода на индивидуальное (автономное) отопление. Вопрос о том, какие квартиры отключены от центральной системы теплоснабжения, отапливаются ли нежилые помещения, а также о включении в расчет платы за отопление площади мест общего пользования инспекцией не исследовался. При таких обстоятельствах суд признал оспариваемое предписание незаконным и неисполнимым.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 N 15АП-22786/2019 по делу N А53-20328/2019
Требование: О признании недействительным предписания об обязании устранить нарушение в части расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Таким образом, учитывая, что изменение системы теплоснабжения произведено без предварительного согласования проекта и получения необходимых разрешений, отключение радиаторов от центрального отопления МКД не означает, что теплоснабжение жилого помещения собственника прекратилось и не исключает обязанности по оплате теплоснабжения квартиры.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отключение от центрального теплоснабжения
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Плата за отопление с 01.01.2019
(Позняк В.С.)
(“Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2019, N 1) – общей площади отапливаемого отдельного помещения (жилого или нежилого), не оборудованного индивидуальным (квартирным) источником тепловой энергии. В показатель не включаются данные по помещениям, в которых технической документацией на МКД не предусмотрено наличие приборов отопления или в которых в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ “О теплоснабжении”, используются индивидуальные (квартирные) источники тепловой энергии. Таким образом, теперь реализована возможность расчета платы собственникам указанных помещений (в том числе при отключении на законных основаниях от центрального отопления отдельных помещений в доме, где нет ИПУ тепловой энергии) только в части расхода тепловой энергии на общедомовые нужды. Ранее в отсутствие порядка расчета платы в описанной ситуации расчет производился в общем порядке. Более подробную информацию по озвученной проблеме можно найти в статье “Плата за отопление при отключении собственника от центрального отопления” (N 4, 2018);
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
“Права и обязанности граждан – собственников жилых помещений в многоквартирных домах: Учебное пособие”
(Кириченко О.В., Накушнова Е.В.)
(“Юстицинформ”, 2019) Как следовало из экспертного заключения, инженерная система отопления принадлежащего истцу жилого помещения соответствует требованиям строительных норм и правил проектирования многоквартирных жилых домов. Отключение радиаторов отопления в квартире истицы, использование электроводонагревателя заводского изготовления ЭВПМ-6 при термоизоляции магистральных трубопроводов теплоснабжения, проходящих через указанную квартиру, не влияет на гидравлический баланс системы отопления всего жилого дома, перераспределение тепла в квартирах данного дома. Нет угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме по указанному адресу, а также ухудшения общедомовых инженерных систем отопления по причине отключения отопительных регистров центральной системы отопления и использования автономного внутриквартирного отопления в квартире истицы с применением водонагревателя.
Нормативные акты: Отключение от центрального теплоснабжения
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П
“По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева” Таганрогский городской суд апелляционным определением от 19 февраля 2018 года отменил названное решение мирового судьи и, отклоняя исковые требования, указал на необходимость оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения дома; перевод же отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное, по мнению суда, не означает прекращение потребления тепловой энергии на обогрев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в доме. Кроме того, суд сослался на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, отметившего, что действующее нормативное регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на индивидуальное отопление, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления тепловой энергии на общедомовые нужды и норматива ее потребления для отопления жилого (нежилого) помещения (решение от 7 мая 2015 года N АКПИ15-198 об отказе в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу об отсутствии доказательств соблюдения В.И. Леоновой установленного порядка переустройства жилого помещения и получения ею разрешения органа местного самоуправления на перевод квартиры на индивидуальное отопление.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Распоряжение территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 05.01.2003 N 7-р
“Об обследовании систем электроснабжения жилых домов района” В связи с массовыми случаями отключения подачи электроэнергии в жилые дома, расположенные на территории района, для выявления и устранения причин неудовлетворительного электроснабжения и источников теплоснабжения жилых домов:
Если отключение от теплоцентрали не согласовано в установленном порядке, то счета за тепло нужно оплачивать
Собственник помещения в многоквартирном доме (МКД), который “отключился” от системы теплоснабжения, то есть поставил электрокалориферы, изолировал стояки отопления, отключил радиаторы с использованием запорной аппаратуры и опломбировал их пломбами управляющей МКД организации, но при этом не согласовал данное переустройство в установленном порядке, должен платить за отопление своего помещения ту же сумму, какую бы платил без отключения. С указанной правовой позицией согласился Верховный Суд РФ, рассматривая спор между владельцем помещения в МКД и теплоснабжающей организацией.
Последняя взыскивала с ответчика четверть миллиона рублей – эту сумму составил неоплаченный долг по договору теплоснабжения. Ответчик отказывался платить – во-первых, договор теплоснабжения давно истек, а во-вторых, и присоединения к теплосетям никакого нет: отключение от централизованного теплоснабжения согласовано с управляющей компанией (УК) и реализовано фактически, о чем есть Акт обследования на предмет определения наличия альтернативной системы отопления.
Однако суды согласились с теплоснабжающей организацией:
– закон о теплоснабжении запрещает переход на отопление помещений в МКД с использованием индивидуального прибора учета (ИПУ) тепла при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД. Указанный запрет распространяется как на жилые, так и на нежилые помещения, и обусловлен тем, что система отопления МКД представляет собой единую сеть, имеющую общие стояки, трубопровод, арматуру, и отключение от такой сети отдельных помещений может привести к нарушению работоспособности системы в целом;
– любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе демонтаж радиаторов, монтаж дополнительного оборудования, требует согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию. И согласно ст. 25 Жилищного Кодекса РФ подобные действия определяются как переустройство;
– а переустройство производится по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, а завершается – актом приемочной комиссии;
– переоборудование помещения путем демонтажа (отключения) радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения;
– в отсутствие упомянутого акта приемки результатов переустройства не имеют значения все те документы, которые представил суду ответчик – ни переписка с УК по вопросу согласования отключения радиаторов, ни акты УК о закрытии и пломбировке запорной арматуры на радиаторах, изоляции стояков теплоснабжения, ни даже заключение специалиста о том, что отключение радиаторов отопления в спорных помещениях не влияет на работоспособность системы теплоснабжения МКД в целом, а устройство имеющейся в помещениях альтернативной системы отопления соответствует установленным требованиям;
– ведь все эти бумаги не доказывают согласование отключения энергопринимающих устройств, а стало быть, не доказывают отсутствия в спорных помещениях теплоснабжения от системы отопления МКД;
– факт поставки истцом тепловой энергии в спорный период в спорный дом подтвержден актом подключения МКД к системе теплоснабжения, его объем и стоимость подтверждаются актами выполненных работ, счетами-фактурами,
– что же до доводов об истечении срока и прекращении договора ресурсоснабжения с теплоснабжающей организацией, то поставка энергоресурсов-то не прекращалась. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, был заключен путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия), с даты начала предоставления коммунальных услуг, а фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст.438 Гражданского Кодекса РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные,
– таким образом, отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость энергии, поскольку обязательство возникло у него в силу факта потребления электрической энергии (статьи 539, 544 Гражданского Кодекса РФ) независимо от наличия или отсутствия соответствующего договора.
Можно ли отказаться от отопления в многоквартирном доме
Ежегодное повышение стоимости обслуживания заставляет владельцев жилой недвижимости в многоквартирных зданиях подумать, как можно не платить за услуги центрального теплоснабжения и перейти на альтернативное — индивидуальное.
Изменение централизованного способа обогрева на установку собственного оборудования позволит самостоятельно контролировать показатели температуры и уменьшить денежные расходы.
Отказаться от отопления — действие, не запрещенное законодательством, но перед его осуществлением нужно собрать необходимые документы и соблюсти юридические формальности.
Есть ли возможность отказаться от централизованного отопления?
Главная проблема при желании избавиться от центрального снабжения теплом — необходимость перестройки всей отопительной структуры дома.
Центральная сеть обогрева в доме имеет общие коммуникации и приборы учета. Отключая одну квартиру от общей сети, можно нарушить всю цепь.
Элементы, из которых состоит централизованное теплоснабжение здания, относятся к общедомовому имуществу. Отсоединить одно помещение от центральной системы теплоснабжения можно, только получив разрешающие документы, которые необходимо предоставить по месту требования.
Разборку системы проводят сотрудники предприятия. Если отрезать батареи самому, это может привести к неприятному результату, потому что заставят радиатор подсоединить обратно и выпишут штраф.
Можно ли провести процедуру индивидуального отключения без согласия соседей?
В некоторых случаях в доме, который более чем на двух хозяев, самостоятельно отключиться от отопления невозможно.
Но, если центральная система обогрева не была включена в общее имущество дома, то согласие соседей не нужно. В этом случае потребуется только разрешение государственных инстанций.
Затраты на перестройку и реорганизацию общей системы теплоснабжения при отключении одного помещения несет собственник такой недвижимости. Новый проект системы необходимо отвезти в комиссию для согласования. К проекту надо приложить комплект необходимых бумаг.
Необходимый пакет документов
- Написанное в свободной форме заявление от собственника помещения.
- Паспорт помещения (технический), которое будет отключаться от общей системы обогрева.
- Юридические бумаги, подтверждающие право собственности на квартиру.
- Согласие (письменное) жителей, зарегистрированных в помещении и старше 18 лет.
- Разрешение на индивидуальное переоборудование системы отопления под личный котел и на выполнение необходимых для этого работ.
Проект для переустройства
Проект для переустройства — сложный технический документ. Подготовить его самому невозможно. Придется обращаться в муниципальную или частную структуру, занимающуюся разработкой проектов.
Основой проектной документации служат показатели влияния элементов индивидуальной системы обогрева на работоспособность всей отопительной сети.
Кроме этого, проделывают расчеты:
- Тепло-гидравлические вычисления.
- Вычисления остатка теплоснабжения от стояков и лежаков.
Если вычисления укажут на техническую возможность отсоединения, нужно передавать проект на утверждение. В противном случае, когда индивидуальные коммуникации способны нарушить режим обогрева в соседних объектах недвижимости, проект утвердить не удастся.
Техническая сторона вопроса
К технической стороне вопроса можно приступать, когда все нужные разрешения получены. Разборка частей, составляющих прежнюю систему, выполняется специалистами монтажной организации.
После отказа от центрального отопления для установки индивидуального котельного оборудования можно вырезать трубы самостоятельно, но лучше этого не делать, а довериться специалистам.
Разобрав старые конструкции, приступают к установке автономной аппаратуры и трубопровода для обогрева. Реализация проекта по устройству новой системы отопления подобна монтажу котла в частных коттеджах за городом или сельских домах.
Правила установки индивидуальной системы отопления в квартире:
- Для оборудования индивидуального отопления ставят настенный котел. Его устанавливают выше радиаторов, что не дает теплоносителю циркулировать естественным путем.
- Создать теплообмен принудительно поможет насос для циркуляции. Можно поставить котел с вмонтированным насосным оборудованием.
- Тип отопительного котла обязан отвечать всем нормам безопасности. Температура разогрева переносящей тепло жидкости (вода, антифриз) не может превышать 95˚С. Давление в контуре допускается менее 1 МПа.
- Радиаторные секции из алюминия эффективнее других отдают тепло. Для индивидуального теплоснабжения подойдут трубы из пластика — недорогие и надежные.
Разводку подбирают в зависимости от планировки помещений. Параллельное соединение радиаторов при разводке из одной трубы является несложным для монтажа и экономичным.
Соединения лучевого типа — самые удобные в обслуживании и работе, но они не подходят для помещений с невысоким потолком.
Какие еще вопросы нужно решать?
Получить одобрение для отключения централизованного теплоснабжения в собственном жилье — задача не из простых. Решить этот вопрос за несколько дней не получится.
Процедура займет некоторое время, так как вся система вместе с котлом должна соответствовать установленным нормативам безопасности:
- Нужно приобрести котел, чтобы перейти на альтернативное теплоснабжение.
- Купить циркуляционный насос или использовать котел современного типа.
Герметично закрытый котел обязан иметь оснащение, обеспечивающее полную безопасность. Больше 1 МПа не может расти давление, а температура жидкости в контуре не может быть свыше 95˚С. Радиаторы разрешается выбрать любые, чаще ставят алюминиевые.
Для разводки труб учитывают особенности планировки жилой квартиры. Можно использовать лучевую схему или однотрубную.
Что нужно сделать, чтобы, отказавшись от отопления, перестать платить?
Когда разрешение получено и работы по переустановке системы теплоснабжения произведены, а квитанции на оплату за услугу продолжают приходить, надо подать следующий пакет документов в теплосети, для удаления собственника из реестра:
- Ксерокопию, снятую с оригиналов проектной документации по перестройке системы отопления.
- Предоставить ксерокопию акта приема системы теплоснабжения.
Могут потребоваться дополнительные документы, так как перечни иногда различаются по отдельным регионам.
Можно ли отказаться жителям всего дома?
Если избавиться от централизованного теплоснабжения решили все жители многоквартирного дома, то решение вышестоящих инстанций, скорее всего, будет положительным.
Для решения задачи сначала проводят внеплановое общее собрание собственников жилья. Обсуждение вопроса об отключении от единой системы и подключении индивидуальной схемы обогрева включают в повестку сбора. Результаты голосования заносят в итоговый документ.
Затем все пишут обращение в свободной форме об отключении общего теплоснабжения.
К заявлению прилагают протокол общего собрания и передают на рассмотрение в организацию, занимающуюся этими вопросами. Когда разрешение получено, готовят проект. Закончив проект, отдают его в следующие инстанции на согласование:
- Организацию, занимающуюся энергосбережением.
- Компанию теплосети.
- Службу газа.
- Управляющую (жилищную) организацию.
- Отдел архитектуры.
После утверждения проект передают в организацию, имеющую лицензию, чтобы переоборудовать систему отопления. Проверяющие инстанции принимают выполненные работы и дают разрешение на ввод системы отопления в эксплуатацию.
Технических и юридических сложностей в вопросе отключения от теплоснабжения много. Не учитывать их нельзя. Незаконные поступки способны привести к проблемам.
От централизованного снабжения теплом отключиться можно, в том числе и в многоквартирном доме, но нужно получить все разрешения и собрать необходимые документы.
Плата за отопление при отключении собственника от центрального отопления
Надо ли начислять плату за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в МКД, которые отключились от центрального отопления (помещения отапливаются с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии)?
Про плату за отопление.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У кого конкретно возникает данная обязанность, сказано в ч. 2. Это:
- наниматель жилого помещения по договору социального найма (договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, государственного или муниципального жилищного фонда) – с момента заключения такого договора;
- арендатор жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда – с момента заключения соответствующего договора аренды;
- член ЖК – с момента предоставления жилого помещения таким кооперативом;
- собственник помещения – с момента возникновения права собственности на такое помещение;
- лицо, принявшее от застройщика (лицо, обеспечивающее строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, – с момента такой передачи;
- застройщик (лицо, обеспечивающее строительство МКД) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам, – с момента выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.
Вне зависимости от того, кто должен вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, данная плата включает в себя плату за коммунальные услуги. В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при наличии таковых);
- исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета).
Среди видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю (собственнику помещения в МКД, жилом доме, а также лицу, пользующемуся на ином законном основании помещением в доме, потребляющему коммунальные услуги), числится отопление.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления МКД вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Данная норма прописана в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению (п. 42(1) указанных правил) зависит от выбранного способа ее оплаты (в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года) и от того, есть ли в МКД приборы учета тепловой энергии.
Особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению
В МКД отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета (ОПУ) тепловой энергии
Размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД
МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, но не во всех жилых или нежилых помещениях в этом доме установлены индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета (распределители) тепловой энергии
Размер платы в помещении рассчитывается исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме
МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета (распределители) тепловой энергии
Размер платы в помещении определяется исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний ОПУ тепловой энергии, общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме
Про возможность отключения от центрального отопления.
Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» запрещен переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения домов (исключение касается только случаев, определенных схемой теплоснабжения). К запрещенным индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии относятся источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям (п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения):
- наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
- наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, неисправности цепей защиты, погасании пламени горелки, падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
- температура теплоносителя – до 95 °С;
- давление теплоносителя – до 1 МПа.
Таким образом, переход на законных основаниях на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (например, газового котла) в квартирах МКД все‑таки возможен, но при условии соблюдения вышеперечисленных требований, а также при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Разработка, утверждение и ежегодная актуализация схем теплоснабжения – это вотчина уполномоченных органов. Схемы теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 000 человек и более, а также городов федерального значения утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (п. 11 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 190‑ФЗ). В поселениях, городских округах с численностью населения менее 500 000 человек этим занимаются органы местного самоуправления (п. 6 ч. 1 ст. 6).
Кроме того, согласно пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, определенных проектной и (или) технической документацией на дом.
Один из примеров, когда судьи сочли законным переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, – дело № А74-4772/2016. Электрические отопительные приборы не включены в перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения отопительных приборов. Возможность их установки в квартире соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью (см. Постановление АС ВСО от 05.04.2017 № Ф02-1114/2017).
В деле № А55-26533/2015 судьи подчеркнули: невозможно абсолютное отключение жилой квартиры от централизованного отопления. Собственники жилых помещений должны обеспечить технически обоснованное решение вопросов об отоплении мест общего пользования и мест расположения (в том числе подвалов, подполов) общедомовых коммуникаций (коллекторов и стояков систем канализации, холодного водоснабжения), предусмотренных в соответствии с проектом МКД с учетом функционирования внутридомовой системы отопления, подключенной к централизованной системе теплоснабжения. В свою очередь, увеличение расхода природного газа влечет необходимость проведения технического расчета пропускной способности существующих газопроводов (наружных и внутренних) и определения стоимости работ по подготовке газовых сетей, а также получения разрешения на увеличение объема использования природного газа у газоснабжающей организации.
Как результат, переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных источников тепловой энергии возможен после выполнения следующих условий:
- согласие всех собственников помещений в доме на отключение (отсоединение) дома от центральной системы отопления и монтаж индивидуальных (поквартирных) систем отопления;
- корректировка схемы теплоснабжения городского округа;
- получение технических условий на подключение нового газоиспользующего прибора (котла) от газоснабжающей организации;
- разработка специализированной организацией проекта (проектов) реконструкции внутридомовой системы отопления с учетом отопления мест общего пользования;
- выполнение работ по демонтажу общей внутридомовой системы отопления и монтажу индивидуальных (поквартирных) систем отопления всех помещений одновременно в межотопительный период.
Обратите внимание:
судьи рассуждают о возможности перевода на индивидуальное отопление МКД в целом, а не отдельных квартир (см. Постановление АС ПО от 16.02.2017 № Ф06-17561/2017 по делу № А55-26533/2015).
В свое время ВС РФ в Решении от 07.05.2015 № АКПИ15-198 указал, что запрет, установленный ч. 15 ст. 14 Федерального закона № 190‑ФЗ, введен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
А Минстрой в Письме от 15.10.2014 № 22588‑ОД/04 добавил: процедура перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее осуществлять такой переход в отношении не отдельно взятого жилого помещения, а МКД в целом.
Про плату за отопление при отключении от центрального
отопления отдельных жилых помещений.
При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению из общей отапливаемой площади, по которой начисляется плата за потребление коммунального ресурса, нельзя вычесть площадь квартир с индивидуальным (автономным) отоплением, так как это приведет к необоснованному увеличению размера платы для собственников иных помещений. С одной стороны, жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты тепловых потерь системы отопления МКД и расхода тепловой энергии на ОДН. С другой стороны, определить стоимость платы только на указанные цели не представляется возможным, если нет индивидуальных приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях. Вывод: расчет производится в общем порядке.
Так, если в МКД нет ОПУ тепловой энергии, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется на основе норматива, который утверждает орган государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. В свою очередь, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, законодательством не установлена и возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на ОДН и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Если же индивидуальные приборы учета тепловой энергии имеются во всех жилых и нежилых помещениях МКД, оборудованного ОПУ тепловой энергии, плата будет определена с учетом показаний счетчиков.
Таким образом, собственникам помещений, отапливаемых с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, должна начисляться плата за коммунальную услугу по отоплению. Как указал АС СКО, переоборудование помещения путем демонтажа радиаторов отопления без законных оснований не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие действия, от обязанности по оплате потребляемой тепловой энергии. Квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции МКД, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество дома (Постановление от 28.09.2017 № Ф08-7132/2017 по делу № А53-20472/2016).
Изложенный подход подтверждают и другие судебные решения.
Постановление от 16.01.2018 № Ф08-9958/2017 по делу № А53-13387/2017, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 15.03.2018 № 308‑КГ18-928
Постановление от 26.02.2018 № Ф08-9705/2017 по делу № А53-13385/2017
Постановление от 02.11.2017 № Ф07-12165/2017 по делу № А42-6533/2016
Постановление от 06.07.2017 № Ф06-20460/2017 по делу № А57-13845/2016
Постановление от 05.07.2017 № Ф06-21180/2017 по делу № А57-13843/2016
Постановление от 05.07.2017 № Ф06-20996/2017 по делу № А57-13844/2016
Постановление от 12.09.2017 № Ф06-24686/2017 по делу № А12-48753/2016, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 22.01.2018 № 306‑ЭС17-20725
Постановление от 10.02.2017 № Ф02-7582/2016, Ф02-7746/2016 по делу № А10-958/2014
В то же время следует отметить, что в ряде случаев судьи АС ВВО поддержали УК (ТСЖ), теплоснабжающие организации, которые не начисляли собственникам жилых помещений МКД, оборудованных индивидуальной (автономной) системой отопления, плату за услугу по отоплению. Обоснование таково.
Плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за энергию, не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.
Жилищная инспекция не оспаривала правомерность переоборудования квартир под индивидуальное отопление, этот вопрос не был предметом проверки. Доказательств того, что отопительные приборы в спорных квартирах включены в перечень приборов, запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД, приведенный в п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, нет.
Постановление от 09.02.2017 № Ф01-6514/2016, Ф01-6515/2016 по делу № А79-8748/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 26.05.2017 № 301‑КГ17-6395
Постановление от 05.02.2018 № Ф01-6562/2017 по делу № А17-3138/2017
Постановление от 28.02.2018 № Ф01-6319/2017 по делу № А11-1525/2017
Постановление от 27.02.2018 № Ф01-6308/2017 по делу № А11-977/2017
Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом. Использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели – обслуживанию и поддержанию всего объекта (то есть дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима). В связи с этим жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты тепловых потерь системы отопления МКД и расхода тепловой энергии на ОДН.